В нашей школе 13.02.2018г будет проводиться федеральное социально-психологическое тестирование обучающихся, направленное на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Тестирование проводится в соответствии со статьями 53.1, 53.4 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», пунктом 7 части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», пунктом 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.06.2014 № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования» и приказам министерства образования и науки Астраханской области от 13.12.2017 № 660 «О проведении социально-психологического тестирования обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, расположенных на территории Астраханской области, в 2018 году».
Региональной особенностью социально-психологического тестирования обучающихся в Астраханской области является организация этого процесса c помощью автоматизированной системы дистанционного тестирования в режиме on-line.
Возраст тестируемых от 13 до 18 лет (включительно).
Цель тестирования: Тестирование направлено на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, для пресечения их распространения и обеспечения безопасности личности обучающихся.
При проведении исследования будет использоваться тест-опросник ГРН, авторы Б.Н. Хасан, Ю.А. Тюменева. Тест направлен на выявление личностных особенностей, повышающих вероятность возможного вовлечения в потребление наркотических веществ. Данный тест выявляет только некоторые личностные характеристики, которые на основе научного анализа были выделены как наиболее характерные для склонных быть подверженными этой пагубной привычке. Основной задачей социально-психологического тестирования является выяснение общей ситуации по городу и области и корректировка профилактической работы в образовательных организациях.
Результаты тестирования являются анонимными и строго конфиденциальными.
Что нужно знать родителям и школьникам о социально-психологическом тестировании?
Во-первых, то, что тестирование является добровольным. Тестирование обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии информированного согласия одного из родителей или иного законного представителя. Тестирование обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, проводится при наличии их информированных согласий в письменной форме об участии в тестировании. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования, поставив об этом в известность присутствующего при этом члена комиссии, и покинуть аудиторию.
Во-вторых, то, что родители (законные представители) могут лично присутствовать при выполнении обучающимися тестов. Допуск родителей (законных представителей) в качестве наблюдателей может быть организован:
- по предварительному уведомлению ими о желании присутствовать при тестировании;
- после прохождения инструктажа об условиях наблюдения за процессом тестирования;
- после ознакомления с принципами сохранения конфиденциальности;
- наличия письменного подтверждения, отражающего соблюдение вышеперечисленных условий.
В-третьих, участие обучающихся в социально-психологическом тестировании поможет родителям снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков или выявить скрытые тенденции нарушений поведения. При необходимости поможет им не упустить время и оказать помощь своему ребенку.
Не нарушает ли тестирование законы этики?
Законы этики психологического тестирования, принятые как РПО (Российским психологическим обществом), так и APA (AmericanPsychologicalAssociation), предписывают соблюдать следующие базовые принципы: непричинение вреда, недопущение дефицита информированного согласия, отсутствие вмешательства в частную жизнь, отсутствие обмана.
При условии соблюдения вышеперечисленных принципов данное тестирование может быть признано этичным. Во-первых, оно не имеет пагубных вредоносных последствий для его участников. Во-вторых, обучающихся и их родителей информируют о проведении тестирования, и они в любой момент могут отказаться принимать в нем участие. Обязательным условием для проведения тестирования является добровольное информированное согласие на его проведение. Применение каких-либо «репрессий» за отказ от участия в тестировании является категорически недопустимым. В-третьих, тестирование проводится анонимно, даже в случае выявления в коллективе респондентов, входящих в так называемую «группу риска», происходят дальнейшие проверки уже медицинского характера, учитывающие все этические требования (например, от них можно просто отказаться). В-четвертых, образовательная организация обязана обеспечить конфиденциальность сведений, полученных в результате проведения социально-психологического тестирования обучающихся. В-пятых, при проведении тестирования психологи не обманывают респондентов, т.к. цели данного опроса не скрываются от аудитории, в данном случае речь идет лишь о выявлении возможного риска.
Как проводится тестирование?
Тестирование должно проходить в специально подготовленных кабинетах. Для каждого тестируемого должно быть предусмотрено отдельное рабочее место. Тестируемые должны быть оповещены о цели тестирования, условиях его анонимности и расписании. Рекомендуется проведение тестирования в группах по 10 - 15 человек (если есть такая возможность). Родители (законные представители) имеют право присутствовать во время тестирования и наблюдать за ходом его проведения. Каждый обучающийся, участвующий в тестировании, имеет право в любое время отказаться от тестирования.
Какую инструкцию получат обучающиеся перед тестированием?
При проведении опросного психологического тестирования важно создать атмосферу спокойствия и доверия. В инструктаже необходимо:
- обозначить основную мотивацию участия в данном опросе (выявление особенностей совладания с личностными трудностями), специально подчеркнув, что исследование проводится для того, чтобы выявить наиболее распространенные психологические проблемы среди обучающихся разных возрастов;
- уверить в отсутствии каких-либо негативных последствий данного опроса для его участников (в том числе, для друзей и родителей), еще раз заверить их в его анонимности, в силу чего материалы тестирования подписывать не надо;
- сообщить о продолжительности тестирования;
- указать на необходимость соблюдения тестируемыми определенных правил поведения во время тестирования (работать самостоятельно, не разговаривать друг с другом, не комментировать свою работу вслух, поднять руку, если возникнет какой-либо вопрос), предупредив о возможности их удаления из аудитории в случае нарушения этих правил;
- напомнить, что в тесте нет правильных и неправильных ответов, а вопросы, на которые находящийся в аудитории ответственный педагог имеет право отвечать, не должны касаться сути и содержания пунктов опроса, а лишь формальных характеристик.
Какие трудности могут возникать при проведении тестирования?
В случае возникновения трудностей с пониманием сути вопросов ответственный за проведение тестирования педагог или его помощники должны подойти, выслушать вопрос и дать ответ либо в общей форме «Постарайся ответить так, как тебе кажется больше соответствует твоей ситуации», либо объяснив непонятные тестируемому слова в вопросе. Важно воздерживаться от развернутых примеров и объяснений.
В случае если тестируемые совещаются, обсуждают вопросы, либо подглядывают ответы друг у друга (то есть используют любые формы коллективного заполнения), важно сделать замечание и как можно быстрее предотвратить такие формы проведения тестирования.
Сколько длится тестирование?
По времени само тестирование обычно продолжается один академический час, но, как правило, большинство тестируемых справляются с заданием значительно быстрее.
|